Блог

Пчеловодство Китая и России: партнеры или конкуренты?

Тенденция на сближение Поднебесной и России в экономике прослеживается все более и более отчетливо: подписываются новые контракты, расширяются торговые связи. Однако в сфере торговли мёдом отношения России и Китая нельзя назвать стабильными. Можно предположить, что в настоящее время парадигма взаимоотношений двух держав в этой сфере торговли только выстраивается.

Картина экспорта китайского мёда в Россию

До 2010 года Россия закупала мёд у Молдовы, Украины и Китая. В 2010 году у КНР было закуплено 343 тонны. В последующие годы картина закупок мёда у Поднебесной значительно изменилась:

  • в 2013 году – 244 тонны;
  • в 2014 году -140 тонны;
  • в 2015 году – 24 тонны.

Таким образом, Россия стала закупать у Китая значительно меньше мёда. Во многом это объясняется тем, что Россия ужесточила контроль качества ввозимой продукции и стала приобретать больше качественного мёда у Австрии и Франции. По данным ФТС России в первом квартале 2016 года Россия вообще не импортировала мёд из Китая. Однако это лишь официальная статистика, и вероятнее всего предприимчивые бизнесмены находят способы импорта дешевого китайского мёда, о чем сетуют российские производители.

Если говорить о причине попадания недостаточно качественного мёда из Китая в Россию, то однозначно обвинить в этом недобросовестных китайцев неправильно. Дело в том, что в Поднебесной традиционно используют мёд в медицинских целях для создания всевозможных фармацевтических и народных лекарственных средств. Для этих целей подходит так называемый технический мёд, который стоит дешевле. Спрос рождает предложение, и китайцы охотно продают свой недорогой мёд перекупщикам из России, которые обращаются с подобными бизнес-предложениями.

В данной ситуации со стороны Росси достаточно просто более четко прописать законодательные нормы. Например, в данный момент Государственный стандарт безопасности КНР для мёда от 2011 года отражает основные требования Китая к качеству этого продукта, допуская, в том числе, некоторое содержание в продукте сальмонелл, плесневых грибов, бактерий группы кишечной палочки и даже золотистого стафилококка. Российское законодательство не запрещает ввоз подобной продукции.

Импорт российского мёда в Китай

Россия экспортирует в Китай намного больше мёда, чем импортирует. В 2015 году эта цифра составила 2700 тонн мёда, в 2016 году по данным ФТС 16 регионов России отправили в Китай более 1597 тонн мёда на сумму 3,16 млн долларов. Однако в начале 2017 года Россельхознадзор получил обращение от Главного государственного управления КНР, где сообщалось о выявлении несоответствий российского мёда санитарным требованиям Китая. В частности, говорилось об обнаружении остатков антибиотиков в российском мёде. Китай отреагировал предупреждением о возможности запрета импорта российского мёда, если подобное повториться.

На сегодня Китай является мировым лидером по экспорту мёда, при этом Поднебесная закупает крайне мало нектара, собираемого пчелами, практически полностью удовлетворяя собственные потребности. Тем не менее, как отмечают некоторые эксперты, медовый рынок Китая крайне привлекателен для российских предпринимателей, ведь мы можем предложить китайцам качественный мёд по низким ценам. В данный момент на рынке Поднебесной чаще всего можно встретить мёд из Новой Зеландии, Аргентины и США. При этом такой мёд стоит в среднем 1500 рублей за килограмм, а стоимость некоторых сотов достигает 5000 рублей (по курсу). Российский качественный мёд может быть предложен по ценам примерно в десять раз ниже.

Производственные мощности предприятий по переработке мёда в Китае расположены преимущественно в тех провинциях, где собирается пчелиный нектар. А вот в таких крупных центрах с развитым транспортным сообщением, как Гуанчжоу, подобных предприятий нет. Все это факторы, которые могут лечь в основу достаточно перспективных бизнес-проектов россиян, готовых выйти на рынок Китая. Конечно, подобный путь сложнее и длиннее, чем просто продажа китайцам по контракту с предоплатой. Однако самостоятельный выход на китайский рынок и продажа продукции китайским потребителям, а также в третьи страны – это гораздо более широкие горизонты, где вполне отчетливо можно рассмотреть очертания летящего журавля.


Все статьи

Отправить запрос менеджеру

Удобный способ связи
CAPTCHA